Программа реализуется совместно с АНО «Такая жизнь»
Актуальность программы
Исследования показывают, что интенсивные поведенческие программы вмешательства для детей с расстройствами аутистического спектра начатые в раннем возрасте (до 5 лет) позволяют нивелировать основные дефициты аутизма, а также то, что для развития социальных навыков ребенку с аутизмом очень важно находиться в среде своих сверстников.
По официальным данным в Челябинской области проживает более 1000 детей с диагнозом расстройство аутистического спектра. Каждый месяц десятки семей сталкиваются с тем, что неврологи и психиатры подтверждают их детям диагноз аутизм. Но из-за того что в интернет пространстве распространена информация, содержащая ложные данные о диагнозе, а также не все специалисты используют практики с доказанной эффективностью, родители тратят время и многочисленные финансовые ресурсы на поиск реально работающих инструментов и упускают сензитивный период развития ребенка. Также проведенное нами исследование показало, что родителям детей с диагнозом РАС в Челябинской области в большинстве случаев предлагают медицинскую реабилитацию (82%), что не решает основную проблему, связанную с восполнением дефицитов детей с РАС (дефициты коммуникации и социального взаимодействия возможно восполнить только благодаря психолого-педагогическому сопровождению ребенка), и не признано профессиональным мировым сообществом необходимым для данной категории детей (ссылка на исследование https://forms.gle/re8NLnv2XfHCAHdY8).
Несмотря на то что исследователям пока не удалось определить причину РАС, были разработаны эффективные методы помощи при данном расстройстве. Доказано, что более эффективно начинать данную поддержку в раннем возрасте (до 5 лет). Именно поэтому так важно обеспечить доступность программ ранней помощи, основанных на практиках с доказанной эффективностью, которые смогут скорректировать состояние ребенка и предоставить семье реальные инструменты взаимодействия с ним, способствующего дальнейшему развитию.
Поскольку функционирование и качество жизни человека с РАС в значительной степени зависят от семейных и родительских факторов, таких как знания родителей об эффективных методиках реабилитации ребенка, то образование и поддержка семьи являются ключевыми компонентами программы помощи при РАС (Lauristen, 2013). Доказано, что уровень стресса у родителей, воспитывающих детей с РАС значительно выше, чем родителей, имеющих детей с другими нарушениями развития (Koegel Bibelman, Schreibman, 1996), а после постановки диагноза, одной из наиболее часто высказываемой потребностей родителей является доступ к качественной и достоверной информации (85,7% респондентов отметили, что им тяжело было найти правдивую информацию об аутизме. Именно поэтому важно оказывать комплексную поддержку, обязательно включающую обучение родителей практикам с доказанной эффективностью по работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
Содержание программы
На базе Центра помощи детям «Звездный дождь» программа ранней помощи осуществляется с февраля 2020 года.
Первый блок - это индивидуальная работа с ребенком, направленная на нивелирование дефицитов аутизма. Ребята посещают занятия 5 дней в неделю, 3,5 часа в день. На занятиях ребят учат следовать расписанию, держать фокус внимания, понимать учебные инструкции и выполнять учебные задачи, делать выбор, соблюдать очередь, пользоваться функциональной коммуникацией и многому другому.
Вся работа в проекте строиться на практиках с доказанной эффективностью.
Основные задачи, которые решаются на занятиях нашими специалистами:
- Формирование и развитие навыков визуального восприятия и сопоставления с образцом;
- Развитие моторной имитации;
- Развитие совместного внимания и поведения слушателя;
- Развитие коммуникации;
- Развитие самостоятельной игры.
Второй блок - семинары для родителей по программе Национального общества аутизма Великобритании "Ранняя пташка". Сертифицированные специалисты программы "Ранняя пташка" на протяжении 4 месяцев проводят курс обучения, состоящий из 8 обучающих сессий и 4 домашних визитов для каждого из участников.
Расширение программы
Ситуация по развитию этого направления такова, что потребность в такого рода помощи очень актуальна. Другими словами — спрос значительно превышает наши возможности на данный момент.
Поэтому мы приложили достаточно много усилий, чтобы наш город, а в дальнейшем и вся Челябинская область подключилась к федеральному проекту Фонда «Обнаженные сердца» по внедрению современных эффективных технологий работы с детьми с РАС в региональных дошкольных учреждениях.
Основная задача проекта — дать возможность специалистам, работающим с детьми с РАС в государственных образовательных учреждениях, обучаться современным и эффективным методам работы, обмениваться опытом с коллегами и иметь доступ к образовательным семинарам с участием российских и международных экспертов.
Развитие профессионального сообщества специалистов, работающих с детьми с аутизмом в дошкольных учреждениях, позволит не только значительно улучшить психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей, но и расширить возможности приема в школу детей с аутизмом.
Желание участвовать в проекте выразили учреждения из Миасса, Чебаркуля, Златоуста, Коркино и Челябинска. Мы уверены, что расширение географии участников просто неизбежно.